Путем
многочисленных проб и ошибок спортсмены отработали технику и тактику
использования мотыля в качестве прикормки. Именно эта информация в
среде рыболовов-любителей является востребованной. Оно и понятно:
знать, чем, как и когда прикармливать рыбу, означает возможность
многократного увеличения собственных шансов на успех.
Однако
в отличие от сухих смесей мотыль эффективен лишь до тех пор, пока
живой. В зависимости от своего состояния он может оказаться либо очень
эффективным, либо даже вредным. Эти знания спортсмены, разъезжая по
самым разным соревнованиям, вынуждены были осваивать.
Речь
идет о хранении мотыля в течение значительного времени и
транспортировке его на большие расстояния. Как только рыболов начинает
ездить на соревнования или рыбалки в другие регионы, он вынужден
учиться хранить и «реанимировать» мотыля. Либо ему придется просто
отказаться от использования в своем арсенале подобной прикормки, да и
насадки тоже.
У
меня сложилось такое мнение, что многие спортсмены до сих пор не умеют
толком сохранять жизнь в этих чувствительных личинках. А знания,
которые мы еше юнцами перенимали у признанных «зубров» питерского
рыболовного спорта, еле-еле помогали сохранить мотыля в приемлемом
состоянии только до первого тура.
В
то время «штатным» местом хранения мотыля на рыболовных базах для нас
было...пространство под собственной кроватью! Чтобы он не задохнулся,
мы раскладывали его тонким слоем на влажной газете и накрываш влажной
тряпочкой. За день это все высыхаю. Ко второму туру мотыль уже начинал
слипаться и погибать. Попытки его сохранить стоили таких усилий, что
легче было решиться прикармливать рыбу полудохлыми личинками, чем
систематически корпеть по ночам над их сохранением. А опытные рыболовы
говорили нам тогда: «У москвичей мотыль всегда «на ушах стоит»...»
Естественно, мы завидовали и уважали московских спортсменов за это.
Так
продолжалось до тех пор, пока не довелось познакомиться с людьми,
которые, собственно, и добывают кормового мотыля. Именно их знания,
помноженные на многочисленные неудачи, позволили выработать некоторые
стандарты хранения, которыми наша команда теперь пользуется как
инструкцией.
Вроде
бы ничего особенно нового мы и не услышали, но вот разница в живучести
при «старом» и «новом» подходе оказатсь уж очень разительной. Если
раньше мотыль, привозимый нами летом в Краснодар на соревнования, нуждался
в обязательной «реанимации», то теперь мы до второго тура ничуть не
сомневаемся в его кондиционности. При условии, конечно, что нигде не
произошло накладок.
Каковы же условия длительной успешной транспортировки мотыля?
1. Он должен быть максимально холодным, но не подмороженным.
2. Мотыль не должен быть слишком влажным.
3. Нельзя пересушивать мотыля, иначе он начнет прилипать к газете и очень быстро гибнуть.
4.
Толщина слоя личинок должна быть такой, чтобы кислород был доступен
всем. Увеличение толщины слоя мотыля приведет к гибели тех, которые
находятся в глубине.
5. Без веских причин сильно охлажденного мотыля не стоит оставлять в тепле.
Теперь
подробно и по порядку. У мотыля, как и у всех холоднокровных существ,
при понижении температуры окружающей среды, а значит и тела, обмен
веществ замедляется. Из этой довольно абстрактной для многих фразы
следует очень простой вывод — чем ниже температура, тем меньше
потребность в дыхании и медленнее пищеварение. Именно недостаточность
газообмена и избыток продуктов жизнедеятельности вызывают начало
гибели личинок. Затем уже процесс дополнительно ускоряется продуктами
разложения погибших мотылей.
Контейнер для перевозки.
Предотвратить
гибель личинок можно с помощью хорошей сумки-холодильника с большим
количеством замороженных брикетов. Под понятием сумка-холодильник я
подразумеваю жесткие пластиковые ящики-термосы емкостью не менее 15—17
л (фото 1). Лучше, если внутренний объем будет около 20—25 л. По
примерным оценкам, оптимальным для сохранения мотыля в живом состоянии
можно считать соотношение 1 кг на 5—7 л объема. Последнее время
подобных сумок продается великое множество. Все они имеют примерно
одинаковое строение. Довольно жесткий пластиковый корпус, внутри
которого находится термоизолирующий материал, обычно пенопласт.
Прочность корпуса такова, что спокойно держит сидящего человека весом
60—80 кг. Корпус и съемная крышка изготовлены так, что обеспечивается
наиболее плотное и надежное прилегание их друг к другу. Это
препятствует газообмену между внутренним пространством и наружным.
Старые, еще встречающиеся сумки с крышкой из обычного пенопласта и
дерматиновым чехлом, застегивающимся на молнию, держат температуру
неплохо, но только если крышка не повреждена и прилегает очень плотно.
Основной их недостаток - хрупкость крышки, поэтому такой ящик уже не
послужит сиденьем.
Термоэлементы.
Стандартное
количество брикетов для льда, которыми комплектуются сумки-термосы,
явно не может соответствовать требованию сколько-нибудь длительного
поддержания низкой температуры во внутреннем пространстве. Поэтому
количество термоэлементов надо обязательно увеличить. Сейчас можно
довольно легко купить «фирменные» брикеты в любом количестве. Они
имеют очень удобную для размещения внутри ящика форму плиток
прямоугольного сечения, относительно небольшую толщину и выпуклый
«рисунок» (фото 2), видимо, для лучшего теплообмена. Это позволяет
очень экономно использовать пространство и довольно быстро поглощать
тепло. Все подобные заводские изделия, как мне доводилось слышать,
заполнены специальным раствором, рассчитанным на большую, нежели у
воды, скорость кристаллизации. Так ли это, не знаю. Но по моим
наблюдениям, замерзают и оттаивают они раньше «самопальных» брикетов.
В краткосрочной перспективе это хорошо, но для длительной
транспортировки лучше воспользоваться самодельными брикетами,
заполненными пресной водой. Они обеспечивают более длительный период
теплообмена, обусловленный как объемом, так и
формой одного брикета. Они дешевы и гораздо функциональнее. После
выработки их можно выкинуть, а к следующей поездке приготовить новые.
Или просто вылить из них воду, если нет желания мусорить. Дело в том,
что на роль термоэлемента почти идеально подходят 0,5—0,6-литровые
пластиковые бутылки из-под лимонада. В принципе можно использовать и
более крупные, но это уже зависит от контейнера и способа
расположения. Маленькие же бутылки являются универсальными.
Обшее
количество их должно быть таким, чтобы они занимали почти все свободное
от мотыля пространство. Правило очень простое — избыток брикетов
повредить не сможет, а вот недостаток может стать причиной гибели
личинок.
Особое
внимание стоит обратить на замораживание на улице - очень уж этот
способ ненадежен и непостоянен. Я стараюсь поморозить воду в
холодильнике хотя бы 2—3 дня.
Сортировка и упаковка.
Очень важен способ упаковки и расположения мотыля внутри сумки-холодильника. Начать надо с формирования
пачек мотыля. Надежнее всего сворачивать их следующим образом. Порция
около 0,5 кг личинок кладется на два лежащих друг на друге развернутых
газетных листа. Затем их следует
распределить так, чтобы примерно средняя треть ширины газеты была
закрыта слоем мотыля почти от края до края. При этом толщина получается
около 1 см. Теперь свободными краями газеты необходимо поочередно
закрыть личинок сверху. Получается эдакая слоеная полоска, внутри
которой находятся наши «подопечные». Теперь эту полоску надо
плотно-плотно свернуть в рулет. Не следует бояться подавить личинок,
главное — не порвать газету. Плотность скручивания не даст
задохнуться, если вы не поленились с подготовкой брикетов льда. Зато
такой рулет предотвратит сваливание мотыля внутри упаковки вниз.
Неплохо также после сворачивания пачек дополнительно завернуть их в
еще один лист газеты, который заберет часть влаги, конденсирующейся
при охлаждении теплого воздуха.
Теперь
брикеты со льдом и пачки мотыля надо разместить внутри сумки-термоса
таким образом, чтобы внутренняя температура довольно быстро опустилась,
была максимально приближенной к нулю и оставалась таковой как можно
дольше. Поэтому желательно, чтобы льда было много, а холодный воздух
окружал каждую пачку со всех сторон. Для этого следует положить
несколько термоэлементов на дно и обязательно по краям, вдоль стенок
сумки. После этого внутреннего пространства как раз и хватит для 4—6
пачек мотыля, в зависимости от исходного объема сумки.
Перед
укладкой мотыля следует обложить место его будущего расположения
двойным или тройным слоем газет, чтобы пачка не подмерзла поначалу в
точке касания с брикетом льда, а позже — чтобы не сильно намокла от
конденсата.
Пачки
с мотылем надо обязательно ставить на попа и в один слой. Это идеальный
вариант размещения, при котором мотыль доживает надежнее всего. Затем
сверху кладется такой же двойной или тройной слой газет и поверх
располагается несколько последних брикетов. В идеале, они должны
опираться на брикеты, стоящие вдоль стенок, а не на мотыля. Но и опора
на мотыля не очень страшна.
Крышка
сумки закрывается и закрепляется штатным способом. Если в результате
деформации или иных обстоятельств она неплотно прилегает к корпусу, то
лучше предпринять дополнительные меры, снижающие теплообмен. Особенно
это бывает полезно при очень высоких летних температурах. Я довольно
часто между крышкой и стенками корпуса кладу несколько слоев газеты,
дополнительно уплотняющей соединение и замедляющей газообмен. Иногда
приходится и заклеивать щели широким скотчем. Не стоит при этом сильно
бояться того, что «воздуха не хватит». У мотыля совсем другие
потребности в кислороде, и того, что есть, ему при низкой температуре
вполне хватит на 2—2,5 дня. Брикетов обычно хватает до трех дней, после
чего они полностью растаивают и становятся бесполезными.
Техническое обслуживание.
На
укладке и закрывании сумки-холодильника уход за мотылем не
заканчивается. Он лишь прерывается на время переезда. После прибытия
из точки «А» в точку «Б» нужно проявить еще некоторое количество заботы
о живой прикормке, иначе она может перестать быть живой раньше, чем
вы на это рассчитывали.
Итак,
допустим за 2 суток вы приехали на место с правильно упакованными
сумками-холодильниками, наполненными мотылем. Что делать дальше?
Дальше все зависит от предполагаемого времени хранения мотыля. Когда
вы проживаете на базе, лучше без затей воспользоваться холодильником,
нижними его полками. Следует только учитывать его мощность. Чтобы в
почти пустом холодильнике не подморозить пачки с мотылем, стоит их
завернуть в дополнительную газету, а сверху положить лист
полиэтилена. Однако нельзя класть надолго мотыля в мешок, так как
конденсат влаги может сильно увлажнить отдельные участки пачки и
погубить мотыля.
Если
мотыль должен прожить от силы день-два, то в принципе ничего особенного
не понадобится, так как примерно еще сутки брикеты льда будут
поглощать тепло, превращаясь в брикеты с водой. Как только этот процесс
завершится, сумка перестанет выполнять свою функцию и мотыля придется
«оживлять». Сразу же после выемки из сумки пачки следует поочередно
раскрыть и заново разровнять мотыля, который неизбежно скомкался
местами при перевозке. И их почти полную неподвижность, не стоит
сильно переживать — как только они согреются, подвижность
восстановится. Разумеется, при условии транспортировки в нормальной
увлажненности. Если мотыль ехал при относительно «высокой»
температуре, то при разравнивании вы увидите, что в глубине он
приобрел черно-коричневый оттенок, а верхние личинки остались
темно-красными. Значит, часть его частично или полностью задохнулась.
Дополнительным подтверждением данного факта может служить грязная от
выделений личинок газета. Разравнивание в таком случае даст возможность
подышать тем личинкам, которые еще не погибли от недостатка кислорода.
Газету при этом стоит заменить. В дальнейшем следует обязательно
поддерживать верхний слой пачек мотыля в увлажненном состоянии, вне
зависимости от места хранения, особенно при высокой температуре. Я для
этого использую толстую тряпку, намоченную и после этого отжатую, либо
тройной слой газеты, смоченный водой. Следует беречь мотыля от
пересыхания, так как в этом случае он начнет слипаться и гибнуть очень
быстро.
В
ситуациях, когда по различным причинам мотыля не удалось привезти в
хорошем состоянии, могут помочь два взаимозаменяемых мероприятия.
Первое. Давно
и довольно часто применяемое промывание мотыля чистой водой и
пропускание его через сито. Это очень надежный, но и очень муторный
прием, конечная цель которого отделение живых личинок от погибших и
очищение от отходов их жизнедеятельности. Для этого необходимо
иметь самодельные или заводские ванночки с ситечками (фото 3). В
ванночки набирается чистая вода комнатной температуры, а сверху
крепится ситечко с размером ячеи, позволяющим личинкам свободно
проползать через них. Сито должно быть почти вровень с поверхностью
воды, тогда положенные на них тонким слоем личинки будут получать
кислород в избытке и довольно быстро проникнут сквозь отверстия. А
наверху останутся большей частью лишь мертвые.
Другим
важным условием быстрого проползания мотыля через сито является наличие
света, лучше дневного. В темноте мотыль почти не лезет вниз — ему и
наверху неплохо. Важно укладывать личинок именно тонким слоем, чтобы
мертвые мотыли и мусор не мешали пробираться вниз живым. Относительным
недостатком этого приема «реанимации» является расход мотыля. Было 0,5
кг, а в итоге окажется 0,3—0,35 кг.
Второе. Менее
затратный по времени и менее радикальный подход возможен при
использовании различных добавок, присыпок, с которыми перемешивают
порции личинок, где начала наблюдаться гибель. Положительный эффект
объясняется формированием вокруг всех мотылей эдакой воздушной
подушки, так как крупинки присыпки препятствуют слипанию и
обеспечивают циркуляцию воздуха. В целом, обработанные таким образом
личинки становятся удобнее в использовании, так как не липнут и очень
рассыпчаты. Это облегчает перемешивание их с прикормкой и заполнение
кормушек. Недостаток здесь один — мертвые мотыли никуда не деваются и
продолжают разлагаться. И если их количество велико, то это может
сказаться на привлекательности прикормки. В таком случае выходом будет
только промывание мотыля и пропускание его через сито.
Основные атрибуты, необходимые для ухода за мотылем:
1. Пачка газет для перекладывания и упаковки.
2. Набор ванночек-ситечек для пропускания мотыля.
3.
Мелкая губка. Она очень удобна для отделения прилипших мотылей от
газеты. Эту идею я увидел у московских ребят и оценил ее по достоинству.
4. Относительно толстая тряпка (при необходимости увлажняемая) для заворачивания пачек с целью защиты от пересыхания.
Ну и, конечно, терпение, необходимое при возне с мотылем. |