Поплавок
 
Спиннинг
 
Донка
 
Нахлыст
 
Зимняя рыбалка
 

Походные средства приготовления пищи
Шорин К.

Кушать хочется всем и всегда, и рыбаки, конечно же, не исключение. Но стоит разок погрызть на морозе замерзшие бутерброды - и уже начинаешь задумываться насчет покупки термоса с широким горлом, дабы иметь возможность насладиться на зависть окружающим горячими пельмешками. Правда, термос - хорошо, когда рыбалка проходит в течение одного дня. А если вы в многодневном походе? Тогда ни один термос не поможет, и уж тем более не стоит рассчитывать на коробочку с бутербродами. Помочь решить эту проблему и, как следствие, оградить рыболова от всяческих гастритов поможет газовое да бензиновое туристическое оборудование, или, на худой конец - костер.

Поймите правильно, я, как и большинство рыболовов, тоже люблю посидеть у костра, поесть ушицы и так далее. Но костер - это такая вещь, что для его разведения много чего должно сложиться удачно. Как минимум, нужны дрова, причем те, что горят, а, как мы знаем, в нашей стране много регионов, где с дровами проблема. К тому же в летний период во многих областях России вводится запрет на разведение костров в лесу - с целью избежать пожаров.

Я, конечно, понимаю, что для нас, воспитанных на пренебрежении ко всяческим запретам, это слабый аргумент в пользу газовых и бензиновых горелок, но у костра есть еще масса других недостатков. Чтобы его развести на льду, дрова придется таскать с берега, а тот может быть и в нескольких километрах. Потом, костер не занесешь в палатку, и к тому же на его разведение и приготовление на нем пищи тратится драгоценное время. И энергоемкость одного килограмма дров - 4000 килокалорий, в то время как энергоемкость газа бутана - почти втрое больше: 11800 килокалорий, а бензина - 10200 килокалорий.

В общем и целом, костер - это скорее элемент романтики в многодневной рыбалке. А гораздо эффективнее в плане приготовления пищи является предназначенное именно для этого оборудование. Как уже говорилось, оно может быть газовым и жидкотопливным, работающим на бензине или керосине. Есть еще одна категория горелок - мультитопливные, способные работать на бензине, керосине, солярке, а некоторые - еще и на газу. Если вы еще не имеете опыта обращения с оборудованием для готовки пищи на природе, а только собираетесь его приобрести, то, прежде чем отправляться в магазин, разумно сначала разобраться, что вам по-настоящему необходимо. Ведь от условий, в которых вы собираетесь использовать горелку, во многом будет зависеть целесообразность приобретения ее газовой или жидкотопливной разновидности.

 

Плюсы и минусы туристических газовых горелок.

 

Несколько положительных моментов. Для того чтобы пользоваться газовыми горелками абсолютно не нужно каких-то особых навыков. Все очень просто и легко, а приведение горелки в рабочее состояние занимает максимум пару минут.

При работе газовое оборудование не коптит, что вполне располагает к его использованию в закрытых помещениях, включая палатку. Также оно менее прихотливо в обслуживании - его не нужно постоянно чистить и смазывать. Газовые баллоны не издают неприятного запаха, от которого может пострадать содержимое рюкзака, включая еду и прикормку для рыбы. После манипуляций с газовой горелкой руки остаются чистыми и не приобретают отталкивающего запаха, который мог бы передаться наживке в момент насаживания и негативно сказался бы на интересе рыбы к нашей снасти. Газовые горелки очень надежны и при этом имеют невысокую цену. И, что немаловажно, они практически пожаробезопасны - конечно, при соблюдении правил эксплуатации.

Некоторый негатив. Несмотря на сравнительную дешевизну самих газовых горелок, топливо к ним стоит дорого. Разумеется, я не имею в виду пятилитровые баллоны для стационарной плиты, которые без проблем можно заправлять - речь, конечно же, идет об одноразовых баллончиках (фото 1).

Потом, газовые баллоны - вещь достаточно дефицитная в отдаленных и малонаселенных уголках нашей страны. И приходится тащить несколько баллончиков от дома, а это дополнительная поклажа, к тому же часто забываемая.

Также стоит отметить, что газовые баллоны нельзя перевозить в самолете, а это, с учетом вышесказанного, может серьезно осложнить жизнь путешественнику в дальние края. Да и в других видах общественного транспорта баллоны нельзя провозить. Правда, у проводников в российских поездах обычно не возникает желания искать их в вашей поклаже, но ситуация меняется, если вы пересекаете государственную границу: у уполномоченных органов в отношении рыбаков и туристов глаз, можно сказать, наметан, и поиски запрещенных к перевозке вещей ведутся целенаправленно.

Ну и главный негатив - это капризное поведение газового оборудования на сильном морозе. Безусловно, есть модели, лучше переносящие сильный холод, есть - хуже, но как бы то ни было, это общий недостаток газовых горелок.

 

Плюсы и минусы жидкотопливных горелок.

 

Для начала - позитив. Основное, почему многие рыболовы, чьи маршруты вполне можно назвать экстремальными, выбирают жидкотопливное оборудование - это, конечно же, используемое в его работе топливо. И дело даже не в дешевизне, а в его повсеместной доступности. Согласитесь, автомобильный бензин найдешь практически где угодно.

В этом отношении серьезные преимущества имеют мультитопливные горелки, т.к. они могут работать практически на всех видах жидкого топлива. Некоторые производители не исключают даже их работу на спирту, но, правда, с небольшой оговоркой - что, мол, не гарантируют долгую и безупречную службу некоторых деталей. Но это мелочи - стоит ли так сильно переживать из-за деталей, которые можно впоследствии заменить, если у вас лишь два варианта - остаться голодным или влить в бачок спирт или средство для разжигания костров. Однако справедливости ради нужно признать, что, кроме бензина, все это - топливо для случая крайней необходимости, и его стоит заливать лишь тогда, когда другие варианты просто отсутствуют.

Вот если заливать очищенный бензин, называемый «Галоша», мы сразу избавимся от целого ряд проблем, которыми нас щедро одаривает автомобильное топливо низкого качества. Но зато мы получим ситуацию, схожую с использованием газовых баллонов, какие не всегда можно купить на месте, и приходится везти их с собой. А по сему данный вид топлива не может использоваться постоянно.

Обычный же бензин с автозаправочных станций найти, понятно, гораздо проще, но часто его качество оставляет желать лучшего - всевозможные добавки в бензин (включая свинец) при сгорании негативно влияют на здоровье человека и выделяют копоть.

Керосин коптит еще сильнее, использование его в помещении крайне нежелательно. Но у него есть один плюс - он менее взрывоопасен, нежели пары бензина.

Солярка - самый неудачный вид топлива. Она плохо горит и просто ужасно коптит - больше чем бензин или керосин. Частое использование солярки - это путь к постоянным чисткам горелки, но, с другой стороны, можно лишний раз и почистить, если нет никаких других вариантов.

Также, наряду с доступностью и дешевизной используемого топлива, немаловажным положительным фактором, способным повлиять на выбор горелки, является то, что жидкотопливное оборудование в большинстве случаев способно работать при очень низких температурах.

Минусы, с которыми придется столкнуться. Стоит отметить, что жидкотопливные горелки - оборудование, гораздо более сложное, состоящее из множества деталей. Соответственно, обращение с ним требует некоторого опыта и умения, да плюс понимания принципов его работы, иначе использование данного оборудования может быть опасным.

На то, чтобы привести его в рабочее состояние, требуется гораздо больше времени: заправка топливом, нагнетание давления в баке и, если необходимо, прогрев самой горелки. Опять же, ввиду того, что данное оборудование состоит из большего числа деталей, оно требует к себе и большего внимания в плане ухода - чистки, смазки и т.д.

При перевозке необходимо уделять пристальное внимание герметизации оборудования, в противном случае вещи из вашего рюкзака могут приобрести запах нефтесодержащих жидкостей. При использовании топлива низкого качества жидкотопдивные горелки лучше не использовать в закрытом помещении. И, наконец, данные горелки, а особенно - мультитопливные, значительно дороже своих газовых собратьев.

 

Познакомимся поближе: газовые горелки.

 

Первое, на что стоит обращать внимание при выборе газовой горелки - это ее мощность. От этого показателя будет зависеть и то, насколько быстро она справится с приготовлением пищи, и то, какими будут расход топлива, габариты и возможность комплектования различными по емкости баллонами. А еще от мощности зависит и цена.

Но сэкономишь чуть больше, чем надо - и привет, ничего на этой горелке не приготовишь. Однажды в конце марта мы отправились на Нижнюю Волгу. Поехали вчетвером на двух машинах, экипажами по два человека. Люди, естественно - спереди, а сзади, на разложенных сиденьях - с трудом втиснутое множество всяких вещей, включая лодку с мотором.

Не скажу, что известие о том, что газовую горелку возьмут наши товарищи из второго экипажа, стало каким-то колоссальным облегчением, но восприняли мы его с энтузиазмом. И ввиду нехватки места решили оставить свою горелку дома, а в машину положили лишь маленький топорик и пилу: газ - газом, а костер - это все же романтика, да и потом на нем можно рыбу закоптить, не говоря уж, что шашлыки пожарить.

В итоге, прибыв на место, я в очередной раз убедился, что надеяться лучше только на себя: очень быстро выяснилось, что горелка у наших друзей новая, и в первый раз на рыбалке, и главное - не понятно, о чем они думали, когда ее покупали. Не хочу сказать, что она оказалась плохая - совсем нет. Просто ее мощности хватало лишь, чтобы вскипятить кружку воды, причем внутри палатки и не слишком быстро. Естественно, приготовить на ней еду на четверых - нереально.

Как я уже говорил, это стало понятным сразу, но наши ленивые товарищи, пока мы собирали дрова, изображали бурную деятельность вокруг горелки, и лишь когда костер был уже разожжен, прибежали к нему со своим котелочком. Надо сказать, за романтику мы заплатили не одним литром пролитого пота - в округе с дровами была проблема, а те, что были, не очень-то хотели гореть.

Но вернемся от костра к горелкам. Как правило, значение мощности указывается в технических характеристиках, и чтобы не оказаться в положении, подобному нашему, первое, что нужно сделать, так это заглянуть туда и определиться, устраивают указанные показатели или нет.

Также в технических характеристиках к тому или иному товару из этой области можно увидеть такие данные, как время закипания одного литра воды и время горения на одном баллоне той или иной модификации. Информация, безусловно, полезная, но продавцы некоторых магазинов, объясняя, как с ее помощью просчитать нужный запас топлива для запланированного похода, мягко говоря, переоценивают ее значимость. И, сами не желая, вводят в заблуждение покупателей. В большинстве же случаев бывает, что, повторив данную процедуру тестирования в походе, у счастливых обладателей той или иной горелки получаются другие численные значения. Потому как абсолютно непонятно, в каких условиях проводился тест, в ходе которого получились значения, приведенные в технических документах. Я имею в виду - температуру воды, воздуха, высоту над уровнем моря и т.д. Более точные данные получим, если проведем собственный тест, что мы сейчас и сделаем.

Для этого возьмем очень распространенную и популярную газовую горелку корейского производства - Kovea ТКВ-9703-1 (фото 2). Она поставляется в удобном пластиковом чехле. Оснащена пьезоподжигом, очень удобна и в работе, и в транспортировке. Ее размер - 140 х 90 х 145 мм. Масса - 445 г. Мощность - 1,8 кВт. Для теста нужен еще термометр и емкость для кипячения воды.

Теперь представим, что мы на рыбалке в летний теплый денек. Для приготовления пищи мы зачерпнули воды из речки или налили ее из приготовленной еще дома емкости. Раз на дворе лето, мы вправе рассчитывать, что вода в реке или бутылке - теплая, допустим - плюс 15°С, а температура воздуха - плюс 25 °С. Заливаем воду в емкость для кипячения и ставим на огонь горелки, работающей на полную мощность. В таких условиях через 4 минуты вода в котелке вскипает. Определив следом опытным путем полное время работы горелки на максимальной мощности с баллоном емкостью в 220 г, а оно равно 1,5 часа, мы можем высчитать, сколько раз удастся вскипятить литр воды, потребный чтобы напоить четырех человек чаем. Определившись с числом приемов пищи в сутки и количеством дней рыбалки или похода, мы можем рассчитать, сколько понадобится запасов газа.

Теоретически все верно, но, к сожалению, только теоретически. Несмотря на то, что данные показатели близки к реальности, строить на них расчеты необходимого количества газа нельзя, иначе мы рискуем под конец рыбалки остаться без горячей пищи. Дело в том, что полученные значения отражают положение дел в идеальных погодных условиях и при новом газовом баллоне. А что же будет, если все поменяется?

Давайте начнем с погоды - представим, что на дворе глубокая осень, есть ветер, но слабый. Температура воздуха около нуля, а вода, имеющаяся в нашем распоряжении, тоже сравнительно холодна - всего 5°С. Повторяем эксперимент. Снова наливаем воду в котелок и кипятим на максимуме возможностей Kovea TKB-9703-1. Через 8 минут вода закипела, и, как видите, этот результат несколько отличается от предыдущего. Изменения в погоде повлияли на время закипания воды - соответственно, изменятся и остальные расчеты.

Вроде бы мелочь, но об этом хорошо говорить, если вы добираетесь до места рыбалки на вместительном автомобиле, куда можно кинуть упаковочку с баллонами - как говорится, про запас. А если вы с рюкзаком ушли от цивилизации на несколько десятков километров? А если еще и припомнить, что газовые баллоны не так-то просто купить на внушительном удалении от больших городов? Получается, что расчет необходимого запаса газа - это большое дело, в каком мелочей нет и быть не может.

Наряду с температурой воды и воздуха на расход газа влияет высота над уровнем моря. Ну, по правде сказать, от изменения высоты над уровнем моря мы, рыболовы, в отличие, скажем, от альпинистов, страдаем меньше, но тем, кто заберется на какое-нибудь горное озеро или реку, нужно помнить, что время закипания воды и расход топлива выйдут еще выше.

Продолжая тему несостоятельности полученных при расчетах данных, хочу заметить, что оба наших теста проходили с использованием новых баллонов. Уж не знаю, в какой стадии опустошения находился баллон во время теста, что провел производитель, но его результаты вряд ли можно считать корректными, потому как время закипания воды - величина непостоянная. Она изменяется, причем в большую сторону, по мере того, как газ в баллоне заканчивается. Дело в том, что на всем протяжении работы горелки на одном баллоне мощность будет разная. Пока баллон новый, прибор работает на максимуме возможностей, а по мере расходования газа мощность будет снижаться - соответственно, литр воды закипит значительно позже. И все расчеты коту под хвост.

Происходит это из-за того, что при работе горелки газ из баллона испаряется, а, как мы знаем, при этом охлаждается как сам баллон, так и его содержимое. И чем интенсивнее будет испарение, тем сильнее охладится баллон, что неминуемо приведет к потере мощности при большом расходе топлива. Сообразно, чем меньше баллон, тем быстрее у горелки начнутся проблемы, связанные с его охлаждением. Чаще других от связанных с этим проблем страдают обладатели мощных горелок, укомплектованных маленькими, в 220 г баллонами. Особенно это ощутимо зимой. Многие, наверное, встречали на льду еще не закончившиеся, но уже выброшенные газовые баллоны. И причина расставания с ними как раз в том, что они не могут больше выполнять свои функции в сочетании с мощными приборами. Из чего следует, что мощные горелки, несмотря на имеющуюся возможность использовать разные баллоны, куда как менее универсальны, и их целесообразно использовать в паре с большими баллонами - например, таким, как CV 470 от Campingaz емкостью 450 г.

Рассматриваемую нами горелку Kovea TKB-9703-1 нельзя назвать чрезвычайно мощной: ее мощность, как мы помним, 1,8 кВт, но этого достаточно, чтобы готовить из расчета на нескольких человек, при этом не будет ощутимых осложнений от использования баллонов различных типов и размеров. К тому же конструкция данной горелки такова, что она соединяется с баллоном посредством шланга, а это дает возможность в случае необходимости подогревать баллон на пламени или на парах котла, стоящего на горелке. Но делать это нужно очень и очень осторожно. Как вы уже, наверное, заметили, мы постепенно перешли к обсуждению конструктивных особенностей горелок, влияющих на время закипания воды и, как следствие, на расход топлива. Развивая данную тему, можно сказать, что конструкцию горелки Kovea TKB-9703-1 по праву можно считать удачной. Конфорка имеет внушительный размер, и языки пламени распределяются по достаточно большой окружности, причем - в несколько рядов, что позволяет вести нагрев большей части днища используемой для приготовления пищи посуды. Ножки конфорки, на которые устанавливается посуда, имеют оптимальную высоту, что также немаловажно. Предусмотренная система предварительного подогрева топлива способствует стабильной работе горелки в условиях отрицательных температур. Единственное, чего не хватает в конструкции, так это ветрозащиты, а ведь сильный ветер существенно осложняет процесс приготовления пищи.

Теперь давайте рассмотрим горелку, которая, если верить надписи на ее чехле, называется World Cup Gas Burner (фото 3). О ней можно сказать, что это товар широкого потребления. Изготовили ее китайские товарищи без особых изысков, ввиду чего стоит она порядка 300-400 рублей. Весит она всего 400 г, литр воды температурой 15°С при температуре воздуха 25°С закипает на ней за 8 минут 30 секунд.

Основным положительным моментом в конструкции данной горелки является подвижная ветрозащита, способная менять диаметр, исходя из габаритов используемой посуды. Такая конструкция очень удобна в плохих погодных условиях, и иногда позволяет дешевой, в общем-то, горелке сравниться по показателям с более дорогими моделями - разумеется, если обладатели дорогостоящих горелок не предпримут действий по защите очага от воздействия сильного ветра. А такую защиту можно сделать посредством возведения защитной стеночки из снега, камней или еще каким либо способом.

 

Посмотрим на жидкотопливное оборудование.

 

Наверное, начиная обсуждение жидкотопливных горелок, справедливо будет сказать пару слов о долгожителе отечественного рынка туристического снаряжения - старом добром «Шмеле». Для тех, кто не знает, «Шмель» - это отечественный примус, работающий на бензине. Емкость бака «Шмеля-2» - 0,75 л, на данном количестве топлива он способен работать 3-5 часов.

«Шмель - 2» нормально работает при температурах от -30°С до +40°С в тени, что на протяжении долгого времени делало его очень востребованным у рыбаков, охотников и просто туристов. Но на настоящий момент отношение к нему - прямо скажем, неоднозначное. Назвать его плохим или хорошим - не представляется возможным. У кого-то он уже в течение многих лет работает безотказно, а кто-то мучается даже с совершенно новой горелкой. И такое ощущение, что примусы, произведенные в далекое застойное время, были более качественными, а с современными - уж как повезет. Не стану утверждать точно, но, похоже, что сейчас покупка примуса - это лотерея: попадется нормальный - будет работать долго, а если уже с новым проблемы - значит, вы купили себе «конструктор», который скучать не даст. У одного моего товарища аж три примуса, он их постоянно перебирает, ремонтирует и т.д. По его собственным словам, единственное, почему он отдает «Шмелю» предпочтение, это сравнительно небольшая цена - 1200 рублей. Возможно, он прав, хотя 1200 + 1200 + 1200 равняется уже 3600 рубликов.

Ввиду того, что в покупке хорошего примуса не последнюю роль играет везение, я воздержусь от советов относительно данной процедуры, а лишь позволю себе несколько рекомендаций касательно пользования, исходя из собственного опыта и изысканий моего товарища-»пчеловода».

Заправляйте примус «Галошей» или 76-м бензином, для заправки приобретите дополнительно Coleman-овскую воронку с фильтрующим элементом (фото 4): ее приблизительная цена в районе ста рублей. Имея в виду качество нашего бензина, вещь очень полезная и за небольшие деньги. Используйте для прогрева примуса перед запуском денатурат, спирт, средства для розжига филей или сухое горючее. И на время длительного простоя примуса сливайте из его бачка остатки топлива. Тогда количество вынужденных чисток оборудования сократиться в разы.

Альтернативой «Шмелю» являются его, так сказать, американские товарищи от фирмы Coleman. Компания, достаточно известная в мире туризма. Если ничего не путаю, она еще выпускает палатки, спальные мешки и прочее кемпинговое снаряжение, а что касается приспособлений для готовки пищи, то с их выпуска фирма и начала свою деятельность лет сто тому назад.

Особо не претендуя на точность (поскольку основываюсь на статистике, собранной по своим знакомым и знакомым моих знакомых), скажу, что на сегодняшний день наиболее популярна бензиновая горелка Coleman модели Unleaded 533 (фото 5). Ее размеры 15 х 14 х 13 см, вместимость бака 0,52 л, мощность 2,5 кВт. На одной заправке Coleman Unleaded 533 может проработать от 2 до 6 часов - в зависимости от выбранного пользователем режима и различных внешних факторов.

Некоторые источники утверждают, что данная модель нормально работает при температуре минус 60°С, но я, к сожалению, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Могу лишь констатировать факт, что зимой прошлого года один мой знакомый с помощью такой модели разогревал слишком загустевшее для пуска двигателя масло в поддоне собственного автомобиля. Стоит отметить, что Coleman Unleaded 533 «завелся» у него без проблем, не то что автомобиль, а бытовой термометр на тот момент показывал температуру, равную минус 37°С.

При выборе бензиновой горелки мощность также имеет значение - от нее зависит скорость закипания воды, расход топлива и т.д. Но, в отличие от газового оборудования, жидкотопливные горелки лишены того недостатка, что по мере того, как топливо в бачке заканчивается, мощность снижается. Эту проблему всегда можно устранить, увеличив давление в бачке при помощи входящего в состав конструкции насоса. Так что, если зевать не будете, ваша горелка будет работать с одинаковой мощностью и зимой, и летом - вне зависимости от того, сколько топлива осталось в бачке.

Гораздо более проблемно выглядит ситуация с заправкой. И если мы используем газовую горелку, то фирменный газовый баллон - гарантия качественного топлива. А в ситуации с бензиновым оборудованием наполнение бака топливом - прерогатива исключительно пользователя, который не всегда отдает себе отчет в том, чем собирается питать свою горелку. Не открою большой тайны, если скажу: бензин, продаваемый на наших заправках далек, мягко говоря, от совершенства. От его неважного качества страдают автомобили и прочее бензиновое оборудование. И, разумеется, автомобили иностранного производства переносят последствия этого безобразия значительно тяжелее.

То же самое можно сказать и по поводу импортных жидкотопливных горелок: их разработчики, видимо, и не представляли, что бывает топливо столь низкого качества. И Coleman Unleaded 533 - не исключение: он, как и многие другие «иностранцы», не в восторге от продукции некоторых российских топливных компаний.

Несколько лет назад двое моих знакомых приобрели себе уже озвученную модель горелки от Coleman и отправились на зимнюю ночную рыбалку. По дороге залили канистру бензином АИ-95 на заправке известной и уважаемой в нашей стране компании. Бензина залили от души, и ввиду экономичности их новой горелки, топлива хватило не только на эту рыбалку, но и на следующую. А вот уже там с Coleman Unleaded 533 (Sportster) вышла неприятность: после нескольких часов она просто перестала работать, а все попытки вернуть ее к жизни потерпели неудачу. При «разборе полетов» в домашних условиях выяснилось, что забилась латунная трубочка, по которой подается топливо (фото 6). Причем забилась так, что прочистить ее было нереально, и деталь оказалась обреченной на замену. Товарищи, разумеется, были шокированы, и поспешили ознакомиться с внешним видом топлива, повлекшим такие последствия, причем за очень непродолжительное время. Слитый в прозрачную емкость бензин выглядел ужасно: он был каким-то расслоившимся на части, к тому же на дне бутылки очень быстро образовался осадок кирпичного цвета. Безусловно, такой безобразный вид топлива позволил окончательно отбросить версию о каком-нибудь производственном браке, допущенном при изготовлении горелки.

К сожалению, реальность такова, что мы не можем знать, что заливаем в баки своих автомобилей или бачки примусов - по крайней мере, пока не начнутся проблемы. Уберечь автомобили тяжело: мы по-прежнему обречены на лотерею. А вот с заправкой примусов есть варианты. Первый - жидкотопливные горелки можно заправлять специальным очищенным бензином. В продаже имеется бензиновое топливо Coleman Liquid Fuel (фото 7), подходящее всем видам жидкотопливных горелок. Используя данный вариант заправки, вы ограждаете себя от возможных проблем с бензиновым оборудованием. Специальное топливо не только не портит элементы оборудования, но и практически не коптит, да и в меньшей степени влияет на человеческий организм, что делает возможным использование горелок в закрытых и плохо проветриваемых помещениях. Но недостатками специального топлива являются сравнительно высокая цена и ограниченная доступность - его можно приобрести лишь в специализированных магазинах.

Более дешевой альтернативой послужит так называемый бензиновый растворитель «Галоша». Он тоже достаточно чистый, при сгорании практически не коптит и не оказывает негативного влияния на узлы и детали горелки. Купить его можно в любом хозяйственном магазине по цене от 40 до 50 рублей за литр. Мой, знакомый использует «Галошу» для заправки Coleman Sportster вот уже скоро 5 лет, и, в общем и целом, доволен как топливом, так и безотказной работой оборудования.

Но, как говорится - в жизни бывает всякое, и вполне вероятно, что кроме обычного бензина залить в горелку будет нечего. Надо признаться, поначалу я заливал в Coleman Sportster только «Галошу», при этом горелка работала хорошо и не доставляла проблем. Но бутылки с бензином, равно как и газовые баллоны, имеют тенденцию забываться дома, и понятным это становится только на месте. Естественно, домой уже никто не едет, самый реальный в данной ситуации маршрут - до ближайшей бензозаправки. И поскольку товарищ я забывчивый, в последнее время число рыбалок, на которых Sportster работал то на «Галоше», то на обычном 76-м, сравнялось. Причем без последствий для горелки.

Немного поразмыслив, я выделил несколько причин безотказной работы Sportster на разных по качеству видах топлива. Ну, с «Галошей» все понятно, а вот по поводу АИ-76, какой я выбрал для заправки абсолютно сознательно, выскажу версию, вполне могущую оказаться и не верной, но случаи из практики говорят в ее пользу.

Лет 8-10 назад в обществе нескольких друзей я отправился на ночную зимнюю рыбалку. У нас было три палатки и, конечно же, три примуса для готовки еды и обогрева укрытия. По дороге на Иваньковское водохранилище мы залили на заправке канистру для примусов. Желая сделать как лучше, мы предпочли АИ-95 - и, надо признать, ошиблись: все три примуса работали безобразно, и вместо рыбалки мы всю ночь занимались их ремонтом. Эпидемия неисправностей у примусов натолкнула на мысль, что всему виной топливо. Приехав домой, я заправил примус 76-м бензином - и горелка снова стала прекрасно работать.

Сделанные мной тогда выводы подкрепила телевизионная передача, в которой дядька солидного вида утверждал, что в нашей стране найти качественный высокооктановый бензин невозможно. Все, что мы покупаем на заправках - это бензин, октановое число которого повысили при помощи всевозможных присадок и добавок, при сгорании негативно влияющих на узлы и детали автомобиля. Тогда мне сразу припомнился и случай с одним знакомым, который приобрел себе американский автомобиль с чудовищным объемом двигателя. Но радовался он недолго - потому как его замучила череда поломок бензонасоса. А замена этой детали была процессом очень трудоемким: нужно было снимать бак и т.д. Кроме того, сам бензонасос приходилось заказывать, а ждать и догонять - сами знаете... В итоге, когда он в очередной раз обратился в сервис в связи с безвременной гибелью бензонасоса, недоумевающие мастера поинтересовались маркой бензина, которой заправляется автомобиль. Мой товарищ гордо заявил, что автомобиль питается исключительно 98-м, на что один из сотрудников сервиса, приобняв его по-дружески за плечи, сказал: «Вова, заливай АИ-92 - и не приезжай к нам больше». Мотивировано это заявление было как раз использованием в отечественном бензине всяческих не самых хороших присадок. И, вы знаете, с момента использования 92-го бензина проблемы с насосом прекратились.

Урок, а точнее - знания, вынесенные из всех этих случаев, я перенес на обращение с бензиновым оборудованием, и пока у меня не была повода разочароваться в сделанных когда-то выводах.

Но наряду с качественным топливом большое значение для безотказной работы бензинового оборудования имеет профилактика. Не стоит питать иллюзий насчет того, что если купить дорогую горелку, ее не придется чистить. Чистка - это, можно сказать, закон жанра: данная процедура для горелок так же важна и обязательна, как, скажем, чистка оружия или промывка автомобильного карбюратора. После многодневного похода горелку необходимо прочистить, особенно если вы, как и я, меняете бензин с очищенного на обычный - и наоборот.

Что же касается рассматриваемого Coleman Unleaded 533, то, на мой взгляд, в основном следует следить за чистотой той самой латунной трубочки, что пришла в негодность у моих знакомых. Поддерживать ее в чистоте очень просто, Для начала ее нужно отвернуть, затем извлечь проходящую по всей ее длине проволочку (фото 8). Если есть необходимость, очистить эту проволочку от нагара. Далее при помощи заключенного в аэрозольный баллончик средства для промывки автомобильных карбюраторов освободить от копоти внутреннюю часть трубочки. Подавать промывочное средство нужно через отверстие форсунки (фото 9). Чем чаще вы будете проводить профилактические работы, тем больше шансов, что ваша горелка проработает долго, не создавая проблем.

Совсем недавно мне позвонил знакомый и стал взахлеб рассказывать, какую замечательную мультитопливную горелку он себе приобрел. Не многие из нас найдут столько-то красивых слов о любимой женщине, а тут море восхищения по поводу горелки. И какая она хорошая, какая пригожая - даже слушать противно. Уж и не знаю, то ли мой товарищ «серьезно» подготовился перед покупкой дорогой горелки, то ли пересказывал мне слова продавца из магазина, но один довод меня серьезно озадачил. В числе многих преимуществ новой своей игрушки он особо выделил тот факт, что ее не придется чистить. Мол, она всеядная, а значит - ей ничто не повредит. Как я уже говорил, по этому поводу у меня сразу появились сомнения - и, надо сказать, в скором времени они подтвердились.

Дело в том, что солярка и керосин отечественного производства - так же, как и бензин - далеки от совершенства, а временами их качество и вовсе за пределами понимания и всевозможных норм. Несколько лет назад в Подмосковье шло строительство очередного горнолыжного курорта. Где-то выкапывали землю, а в другом месте насыпали гору для любителей горного слалома. Так вот, в этих работах участвовали карьерные самосвалы одной очень известной западной фирмы, и для них специально привозили импортную солярку. На вопрос, с чем это связано, один из водителей ответил, что на нашем топливе иностранные родственники «Белаза» передвигаться отказываются.

Конечно, мультитопливное туристическое оборудование способно выручить своего обладателя в трудную минуту - как, например, в случае, когда вы оказались вдали от автотрассы и, с

Категория: Снаряжение | Добавил: ADMIN (01.11.2009)
Просмотров: 1814 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
1  
Отличная статья. Рейтинг "два" поставил ошибочно, извиняюсь, хотел пять. Почерпнул много полезного. Сам заказал из штатов Coleman 533. Теперь вот жду да почитываю различную информацию о примусах. Спасибо за статью.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
 
Фаза луны
 
Опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 69
 
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0